Крошечка-Хаврошечка. Сказка - ложь, да в ней намек...

В этой заметке речь пойдет о редкой и замечательной сказке: "Крошечка-Хаврошечка". Это одна из немногих русских-народных сказок, хранящих ведическое наследие в явном и открытом виде. Существует множество вариантов сказки, близких по сюжету. Ниже один из них. Жирным я выделил наиболее важные фразы, которых хотел коснуться в послесловии.

У бедной вдовы была дочка Хаврошечка.
Жили они счастливо, да пришла беда: захворала вдова и умерла, оставив дочку сиротой. Взяла к себе девочку тетка, а у тетки-то у самой было три дочки: старшая — Одноглазка, средняя — Двуглазка, а младшая – Трехглазка.
Плохо жилось Крошечке – Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали.
Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.
Задаст, бывало, тетка Крошечке–Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:
— Коровушка-буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.
А коровушка ей в ответ:
Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.
Тетка только дивится, когда Хаврошечка все это делать успевает. Попрячет все в сундук, а ей еще больше работы задаст.
Но сколько бы она ей ни давала работы, Хаврошечка все делала к сроку.
Задумала тетка узнать, кто сироте помогает. Вот зовет она к себе старшую дочь Одноглазку и говорит ей:
-Дочка моя, милая! Погляди, кто сироте помогает, кто ей ткет и прядет.
Пошла Хаврошечка в поле, Одноглазка с ней вместе увязалась. Легла в поле на травку под кустик, а Хаврошечка села рядом и приговаривает:
— Спи, глазок, усни, глазок!
Одноглазка заснула. Пока она спала, коровушка всю Хаврошечкину работу сделала.
Пришли девушки домой. Спрашивает мать Одноглазку:
— Ну, говори, дочка, что ты видела?
А дочка ей отвечает:
— Прости, матушка, разморилась я на солнце, заснула и ничего не видела.
Рассердилась мать. На другой день послала среднюю дочь – Двуглазку.
Эта тоже улеглась в тени под кустом, приказанье матери забыла. Лежит, дремлет, а Хаврошечка ей приговаривает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка всю работу сделала, а Двуглазка все спит.
Разбудила ее Хаврошечка:
— Пойдем, — говорит, — домой пора. Я всю работу сделала.
Не узнала и от второй дочери тетка, кто сироте помогает. Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.
Пришли девушки в поле. Посидела, походила Трехглазка, а потом легла под кустик, лежит – потягивается, а Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, другой! – А про третий забыла.
Два глазка заснули, а третий все видел.
Пришла Трехглазка домой и рассказала матери все, что видела.
Пошла тетка к мужу и говорит ему:
— Ступай, режь, корову!
— Что ты, жена, выдумала? Корова хорошая, жалко.
— Слушать ничего не хочу, режь.
Пошел он нож точить, а Хаврошечка кинулась к своей коровушке, обнимает ее, сама слезами обливается:
— Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.
— Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо.
Радуется тетка, что теперь некому Хаврошечке помогать и вволю над ней потешается.
А Хаврочешка сделала так, как коровушка ей приказала: мяса ее не ела, косточки в саду зарыла и каждый день ключевой водой поливала.
Выросла у нее в саду яблоня, густая, развесистая, висят на ней яблочки наливные. Всякий, кто мимо идет, останавливается – любуется.
Случилось раз, гуляли в саду девушки, а мимо сада ехал богатый барин, молодой красавец.
Увидел он чудные яблочки и говорит девушкам:
— Здравствуйте, девицы – красавицы! Хороши у вас яблочки! Которая из вас мне яблочко даст, ту я замуж возьму.
Кинулись сестры к яблоне, а ветки с яблоками все высоко — высоко поднялись.
Прыгают — прыгают сестры вокруг деревца, а яблочка достать не могут.
А подошла Хаврошечка к деревцу, веточки к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают.
Подала она яблоко барину, взял он ее за руку белую, посадил с собой рядом в коляску и увез к себе от злой тетки.
Вышла Хаврошечка за барина замуж, и стали они жить – поживать да добра наживать.

Послесловие. В этой истории мать крошечки-Хаврошечки последовательно, как бы, перерождается в трех связанных образах: мать-корова-яблоня. В ведической культуре признается 7 матерей человека, среди них, кроме собственной матери, указывается и корова и мать-Земля. Убийство и поедание коровы, таким образом, приравнивается к одному из тягчайших грехов — убийству собственной матери.
Корова священна не только потому, что способна вскормить человека своим молоком, но и потому, что представляет собой образ Неба, окармливающего все живое на Земле. В Индии до сих пор существует обычай шептать на ухо корове (не только быку Шивы, но и обычной корове) все свои самые сокровенные желания. Считается, что так они достигают ушей Всевышнего. Будучи образом Космоса или Неба, прохождение через уши коровы представляет собой некий масштабный цикл, через который проходит душа.

Три сестры, обычно олицетворяются с тремя мойрами (богинями судьбы) греческой мифологии. Одноглазка — старшая, видит прошлое. Двуглазка — настоящее. А Трехглазка, за счет особых способностей третьего глаза — способна видеть будущее. (Подробнее об этом здесь) Именно она «прозревает» движение души через Космос, после чего он трансформируется в яблоню — мировое древо, дающее свой плод душе (яблоко — символизирует мир в зрелом виде и власть над миром, владение им), после чего она (душа) воссоединяется с суженным, пройдя все лишения и испытания.

В дополнение к образу священной коровы, есть несколько фактов, которые свидетельствуют, о том, что она почиталась на Руси, так же как до сих пор почитается в Индии. Например, до сих пор на Украине можно встретить «мазанки» — дома из глины и травы, которые внутри обмазаны навозом. Навоз — священное вещество, т.к. это один из продуктов коровы. Им в Индии умащивают головы аскеты и он активно используется во многих обрядах и сферах жизни.
Мазанки — более характерны для южного климата и точно такие же дома, построенные по тому же принципу с использованием навоза — можно встретить в Индии.
На днях узнал и вовсе примечательный факт. Еще до недавнего времени в России существовал обычай в праздничные пироги добавлять немного навоза…
  • +1
  • 03 января 2012, 20:12
  • Mif

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.